Sikorsky X2 – первый в мире летающий вертолет новой прогрессивной конструкции, а заодно и рекордсмен скорости. 15 сентября прошлого года он разогнался в воздухе до 460 км/ч. Этот опытно-испытательный образец стал еще одной попыткой соединить в одном летательном аппарате преимущества самолета и вертолета.
Главное преимущество самолета перед вертолетом – скорость, и чтобы научить Sikorsky X2 летать быстрее всех, конструкторам пришлось применить ряд оригинальных решений. Первая особенность конструкции – это толкающий винт. Как известно, в обычном вертолете горизонтальная тяга создается главным ротором, что приводит к частичной потере подъемной силы несущего винта. В Sikorsky X2 в качестве движителя выступает толкающий винт, а несущему винту остаются лишь функции удержания машины в воздухе и задачи маневрирования. Вторая специфическая черта – сдвоенный несущий винт, выполненный по соосной схеме. Такая схема дает возможность избежать потерь подъемной силы, связанных с необходимостью компенсировать дисбаланс подъемной силы на наступающих и отступающих лопастях главного ротора. Сдвоенный винт решает эту проблему, что в конечном итоге позволяет тратить меньше энергии на удержание машины в воздухе и больше – на движение (подробно об особенностях конструкции вертолетов с толкающим винтом «ПМ» рассказала в августовском номере за 2008 год).
Требовать и эффективности, и гибкости от одной и той же программы — все равно, что искать очаровательную и скромную жену... по-видимому, нам следует остановиться на чем-то одном из двух. Фредерик Брукс-младший